Триал

8.1 Определение
8.2 Трасса
8.3. Экипировка
8.4 Длительность соревнований
8.5 Категории участников
8.5.1 Финальный раунд
8.6 Деление секций на уровни сложности
8.7 Подсчёт очков
8.7.1 Определение «выполнения/взятия» секции
8.7.2 Исключения и особые замечания
8.8 Наблюдатели
8.9 Подсчёт результатов
8.9.1 Метод первый
8.9.2 Метод второй
8.10 Участие Строителей трассы
8.11 Ответственность райдеров
8.12 Протесты и споры
8.13 Ничья
8.14 Ограничения на уницикл
8.15 Рекомендации для Строителей трассы
 
8.15.1 Нумерация и описание секций
 
8.15.2 Уровень сложности секций
 
8.15.3 Распределение секций по уровням сложности
 
8.15.4 Создание трассы: место и материалы
 
8.15.5 Проектирование трассы
 
8.15.6 Как сократить время и пространство
8.16 Несколько раундов

8.1 Триал

Задача триала — преодоление препятствий. Соревнования по триалу проходят на «трассе», которая содержит различные препятствия, называемые «секциями». Каждая секция оценивается в одно очко. Обычно трасса содержит 15-40 или более секций.

Райдеры получают очки за успешное взятие (выполнение) каждой секции от старта до финиша. Цель райдера — получить наибольшее количество очков, выполняя максимум секций.

По завершении определённого времени, райдер с наибольшим числом очков (взявший максимум секций) объявляется победителем.

8.2 Трасса

Соревнования проходят в определённый промежуток времени (2+ часов, в зависимости от количества препятствий) на трассе с 15-40+ независимых пронумерованных секций произвольной длины (обычно от 3 до 20 метров). В качестве секций могут выступать узкие балки или брёвна, крутые подъёмы, камни и т.д.

Уровень сложности секций может изменяться от одних соревнований к другим, так как основывается на общем уровне мастерства участников. Во всех соревнованиях сложность секций должна охватывать умения от уровня новичка до наиболее подготовленных райдеров. Подробнее об установке секций см. п. 8.15.

К каждой секции прикреплена инструкция с номером секции, уровнем сложности и описанием секции. Секции ограничиваются маркировочной лентой и/или инструкцией, которая определяет линию старта, границы секций и финишную линию.

8.3. Экипировка

Каждый райдер обязан носить шлем и защиту голени (глава 1d). Рекомендуются перчатки и наколенники.

На случай падения райдера с высокого препятствия, на земле не должно быть опасных для приземления предметов. Секции должны быть построены достаточно прочно, чтобы не падать или ломаться при нормальном использовании.

Наблюдатель или Организатор может запретить райдеру брать препятствие, если видит, что райдер подвергает себя излишнему риску на слишком сложной для него секции. Если с препятствия можно опасно упасть, Организатор может разрешить попытки лишь опытным райдерам, идущим на участие в финале.

8.4 Длительность соревнований

Длительность соревнований определяется количеством препятствий и участников. Традиционно она составляет 2 часа с примерным расчётом 2-3 минуты на препятствие, чтобы при необходимости позволить каждому райдеру несколько попыток на преодоление секции. На длительность соревнований влияют: размер трассы, число секций и число участников, соревнующихся одновременно.

По истечении времени все райдеры прекращают соревнования. Если в этот момент райдер выполняет секцию, он может завершить попытку.

8.5 Категории участников

Соревнующиеся делятся на категории для вручения призов. Возрастные группы должны как минимум включать 0-14, 15-29 и 30+. По желанию организаторов могут быть использованы дополнительные возрастные группы (например: 0-12, 13-14, 15-19, 20-29, 30-39, 40+). Возрастные группы также должны быть разделены на мужские и женские с минимальным количеством участников 6 (3) в каждой (по 1.3.2 правил IUF).

Соревнования можно разделить на несколько временных интервалов в зависимости от числа участников и размера трассы. Чтобы минимизировать возможность очередей на препятствиях во временных зонах, стоит группировать райдеров с разными умениями. Разделение может быть случайным, по стартовому номеру, по алфавиту, умениям райдеров или их собственному мнению.


8.5.1 Финальный раунд

После соревнований топовые райдеры среди мужчин и женщин будут соревноваться в финале за звание чемпиона. В каждой группе (м/ж) должно быть не менее 6 райдеров, максимум определяют организаторы.

Должно быть как минимум 6-10 дополнительных дорожек, которые представляют уровень лучших райдеров. Мужчины и женщины могут иметь разные дорожки, в зависимости от общей способности групп каждого пола.

Для финала могут быть построены новые длинные дорожки, сочетающие различные умения, или же скомбинированы из уже существующих дорожек отборочных соревнований. Организаторам стоит обратить внимание на то, что финальные дорожки должны быть рядом и находиться в хорошо обозреваемом месте ( для зрителей). В зависимости от препятствий получится 20-30 минут финальной борьбы для каждой группы. Должно пройти не менее часа между соревнованиями и финалом (или на другой день).

8.6 Деление секций на уровни сложности

Обычно райдеры всех категорий могут пробовать любые секции на трассе. Рекомендуем это правило для всех соревнований. В случаях ограничений по времени или месту катания, Организатор соревнований может использовать следующую систему, позволяющую лучшим райдерам пропускать простые секции.

Секции делятся на «зелёные» (дорожки для начинающих), «синие» (дорожки среднего уровня) и «чёрные» (сложные дорожки), по инструкциям 8.15.3 IUF.

Райдеры, завершившие на 100% синюю дорожку, сразу получают дополнительные очки за всю зелёную дорожку, проходить которую при этом не надо.

8.7 Подсчёт очков

Каждая секция оценивается в одно очко. Задача райдеров — набрать максимум очков за отведённое время, выполняя секции.


8.7.1 Определение «выполнения/взятия» секции

Выполнение секции определяется как:

1. Въезд в секцию. Считается с момента пересечения стартовой линии передней осью райдера. [Видимо, для жирафов]

2. Выполнение секции без «соскоков». Соскок засчитывается при:

— Касании любой частью тела райдера земли или препятствия. Если касание совершено элементом одежды, но не повлияло на баланс райдера, соскок не засчитывается.

— Касании любой частью уницикла земли, за исключением покрышки, обода, спиц, шатунов, педалей, бампера и чашечек для подшипников.

— Выезде или прыжке за границу секции. Ось(и) уницикла всегда должны быть в пределах границ секции, даже если райдер находится в воздухе. (Например, нельзя перепрыгивать границы секции, даже если приземление будет совершено в пределах границ)

— Разрыве разметочной ленты или других обозначений, определяющих границы секции. Если ось(и) уницикла остаются в пределах границ, то касание ленты не считается соскоком.

— Выполнении секции любым не предусмотренным инструкцией способов.

3. Выезд из секции. Райдер выезжает из секции, когда его ось(и) полностью пересекают финишную линию или находятся в специально размеченной финишной зоне. Нет необходимости выезжать стабильно. Если райдер падает на финишной черте, но выезжает из секции без соскоков, он выполнил секцию.


8.7.2 Исключения и особые замечания

Во время запрыгивания педалью на препятствие, допускается касание земли пяткой и/или пальцами ноги райдера, если при этом большая часть стопы находится на педали. Однако, после поимки равновесия опора на пятку или носок считается соскоком.

Допускается нахождение тела райдера по одну сторону от центральной линии уницикла (вертикальной оси через втулку-раму-подседельный штырь).

Райдеры могут делать несколько попыток для каждой секции, пока не возьмут секцию или не решат её оставить. Нельзя заработать дополнительные очки, завершая секции повторно. Очки за секцию не начисляются вообще, если райдер не заканчивает её.

Если на секцию стоит очередь, райдер должен вставать в конец очереди после каждой попытки.

8.8 Наблюдатели

Наблюдатели судят, успешно ли выполнил секции райдер. У Организатора соревнований есть несколько способов организовать работу наблюдателей:

За каждой секцией следит один Наблюдатель. Лучший вариант, но трудновыполним, так как секций обычно больше, чем Наблюдателей.

Каждый Наблюдатель следит за несколькими ближайшими секциями. В этом случае райдер должен сам убедиться, что Наблюдатель следит за выполнением его секции.

Можно поделить райдеров на группы и приставить по одному наблюдателя к каждой. Наблюдатель будет переходить от секции к секции вслед за группой.

На маленьких соревнованиях может отпасть необходимость в Наблюдателях. Их функции станут выполнять райдеры, ожидающие своей очереди. Такой способ называется «самосуд». Честность судейства зависит от самих райдеров. Наиболее распространённый способ для маленьких соревнований.

8.9. Подсчёт результатов


8.9.1 Метод первый

Основной метод, рекомендованный для всех соревнований.

Каждый райдер получает зачётную карточку в начале соревнований. Перед прохождением дорожки райдер отдаёт зачётную карточку своему Наблюдателю.

Если это «самосуд», то карточку отдают другому райдеру, который выполняет функции Наблюдателя в этот момент. В случае выполнения дорожки Наблюдатель делет пометку в карточке райдера рядом с номером дорожки. В конце соревнований райдеры сдают карточки Организатору соревнований или ответственному лицу для подсчёта результатов.


8.9.2 Метод второй

Этот метод подходит для небольших соревнований, но не должен использоваться на Юниконах, национальных соревнованиях и т.д.

По второму методу один или два Наблюдателя записывают результаты всех райдеров в одну таблицу результатов. После выполнения дорожки райдер должен подойти к наблюдателю и сообщить номер взятой секции.

8.10 Участие Строителей трассы

В связи с начинающим уровнем многих событий, Строители трассы тоже могут участвовать в соревнованиях. Так-как у всех райдеров есть несколько попыток на взятие дорожек, Строители трассы не будут иметь преимущества из-за знакомства с трассой. В случае, если Строители трассы решат участвовать, они должны нести ответственноть райдеров «6» (п. 8.11) и им стоит воздержаться от обкатывания трассы до соревнований (даже во время проектирования и строительства).

8.11 Ответственность райдеров
  1. Райдер должен знать правила.
  2. Райдеры самостоятельно оценивают своё время. Для райдеров, которые не успевают завершить трассу вовремя из-за потраченного на прохождение других препятствий времени, не делается исключений.
  3. Райдеры самостоятельно отвечают за понимание начала и конца секции, а также способа выполнения секции.
  4. Если две и более секций пересекаются, рекомендуется единовременное нахождение только одного райдера на таких секциях. Если же на пересекающихся секциях находятся два райдера, право первого прохода имеет тот, кто первым начал выполнение.
  5. Райдер отвечает за свою карточку результатов. Если она повреждается, райдер может попросить Организатора соревнований о новой. Если карточка утеряна, райдер может получить новую карточку без пометок. [Прежний результат не восстанавливается]
  6. Райдеры не могут пробовать препятствия до начала соревнований. В идеале, для разогрева выделяются специальные препятствия.
  7. Намеренные изменения секции райдером или зрителем запрещены. Если секция непреднамеренно изменена или сломана, необходимо известить Организатора гонки или Строителей трассы, которые восстановят секцию, если возможно.
  8. Заметьте, что толчок элемента трассы для определения устойчивоти не является преднамеренным изменением секции, если элемент движется.
8.12 Протесты и споры

Любой может подать протест на действия Наблюдателя. Обычно протесты подают стоящие рядом ( другие райдеры или зрители), которые заметили, что Наблюдатель не отметил промах райдера или несправедливо наказал его.

Протесты можно подавать Организатору гонки за первые 15 минут оглашения результатов. Протесты должны быть в письменном виде с номером райдера, номером секции и описанием сути протеста.

На маленьких соревнованиях Организатор гонки может быть единственным судьёй. На больших событиях необходимо Жюри минимум из трёх судей, которые назначаются до соревнований. Жюри должно состоять из Организатора соревнований, главного судьи или наблюдателя соревнований и представителя райдеров. Организатор гонки может назначить в качестве главного Судьи любого человека, имеющего опыт в триале.

Отнеситесь с осторожностью к конфликтам интересов, особенно если протест затрагивает кого-либо, близкого к члену Жюри. В таком случае его [члена Жюри] стоит заменить для оценки протеста и решения вопроса. [Кого менять, решается по обстоятельствам]

Решение жюри основывается исходя из нескольких источников: райдера, Наблюдателя и подавшего протест. При рассмотрении протестов, Наблюдатель обладает презумпцией невиновности. Жюри не обязано отменять решение Наблюдателя из-за показаний свидетелей. Только если все стороны (райдер-Наблюдатель-заявивший протест) соглашаются с фактами, и Наблюдатель подтверждает свою ошибку, решение

Наблюдателя может быть изменено.

8.13 Ничья

Ничья возникает, если по итогам соревнований несколько райдеров заканчивают одинаковое число секций.

В этом случае Строители трассы вместе со спорящими райдерами делают новую «ничейную» секцию соответствующего уровня сложности. Эта секция должна быть достаточно длинной, она может состоять из нескольких использованных или быть абсолютно новой. Уровень сложности элементов секции увеличивается к её концу.

Каждый спорящий райдер пробует «ничейную» секцию. Победителем считается тот, кто проедет дальше всех без соскоков. Каждому дана одна попытка. Нахождение райдера определяется частью уницикла (шатун, педаль, покрышка), касающейся земли до соскока. Фиксация положения перед соскоком не обязательна. Например, нахождение упавшего после дропа райдера определяется местом соприкосновения земли и покрышки в момент приземления.

В случае, если более одного райдера сможет закончить «ничейную» секцию, необходимо построить «ничейную» секцию сложнее.

8.14 Ограничения на уницикл

Можно использовать любой уницикл. Во время соревнований можно менять унициклы.

8.15. Рекомендации для Строителей трассы


8.15.1 Нумерация и описание секций

Строители трассы должны убедиться, что они обладают следующими материалами для разметки секций:

  1. маркировочной лентой
  2. клейкой лентой
  3. спреем для рисования
  4. строительным степлером
  5. бумагой или картоном
  6. перманентным маркером
  7. закрывающимися пакетами большого размера
  8. [другими необходимыми материалами и инструментами — УРФ]

Для маркировки препятствий очень хороши ламинированные карточки с большими буквами А, B, C… или 1, 2, 3…

Каждый секция должна быть чётко пронумерована и ограничена стартом и финишем. Особенно чётко укажите финиш, чтобы точнее фиксировать завершение секции райдером.

Присваивать секциям уровень сложности не обязательно. Однако, рекомендуется присваивать уровень сложности секциям и указывать его в карточках результатов райдеров, чтобы они быстрее выбирали нужные препятствия. Если используется система ограничений по п. 8.6, маркировка сложности на препятствиях и карточках райдеров обязательна. Рекомендуем на международных соревнованиях делать инструкции на каждую секцию. Инструкции должны включать:

Старт: Описание старта

Секции: Описание секции и границ секции

Финиш: Описание финиша

Рисунок прохождения секции (не обязательно)
Желательно использование рисунка, так как не все райдеры говорят на одном языке. Иногда его можно заменять письменными указаниями.

Чтобы упростить описания секций, маркируйте основные препятствия цифрами или буквами. Они должны быть хорошо видны. Ламинированные карточки хороши тем, что их можно использовать повторно на других соревнованиях.

Можно маркировать коробки цифрами, а брусья буквами, тогда описание будет выглядеть проще для восприятия: проехать от бруса А до коробки 6, не касаясь земли.

Инструкции секций не должны предписывать или запрещать райдеру определённые техники. Например, нельзя запрещать использовать прыжки на педали или касание бампером для увеличения интереса состязаний.


8.15.2 Уровень сложности секций

Уровень сложности секций должен соответствовать уровню умений соревнующихся. Самые простые секции должны выполняться всеми участниками соревнований за одну-две попытки, а сложнейшие потребуют нескольких попыток у лучших райдеров.

Очень рекомендуется делать одну-две секции, выполнимых только одним топовым райдером или никем вообще. Это поможет избежать ничьи в борьбе за первое место и, возможно, повысит стандарты спорта, если райдер сделает что-либо технически новое на трассе.


8.15.3 Распределение секций по уровням сложности

Назначать уровни сложности не обязательно, если нет необходимости разделить секции для групп участников (п. 8.6). Однако, разделение помогает райдерам планировать выбор нужных им секций.

Во время присвоения уровней крайне важно оставаться непредвзятым. Поэтому лучше распределять их после постройки всех секций. Строителям трассы не стоит позволять своим собственным умениям и возможностям влиять на определение сложности препятствия. Особенно это важно для секций с одинаковым уровнем сложности, но разно техникой выполнения (Например, прыжки, узкие доски, прыжки на педаль и т.д.)

Секции можно разделить на три дорожки: зелёную (простую), синюю (среднюю) и чёрную (самую сложную). Каждая секция должна быть видно помечена одним из этих цветов. Чтобы райдеры быстрее находили нужные препятствия, по возможности стоит использовать эту же цветовую схему в карточках результатов участников.

Два метода распределения уровней:
Относительный метод: Уровень сложности секции назначается относительно сложности остальных секций на трассе. Обычно это 25% зелёных, 50% синих и 25% чёрных секций.

Абсолютный метод: Опытные строители трасс могут назначать зелёную, синюю и чёрную дорожки по абсолютной оценке сложности препятствий. Должны использоваться U-System, открытая градация уровней сложности для юнитриала. U-System отличается от уровней умений IUF. Так как система открыта и зависит от согласия райдеров, правила IUF не включают в себя U-System. Подробнее смотрите unicycling.ru/u-system/

Уровни можно сгруппировать следующим образом:

  • Зелёные дорожки: U0 — U2
  • Синие дорожки: U3 — U6
  • Чёрные дорожки: U7 и выше

Помимо назначения зелёного, синего и чёрного цветом опытные строители трасс могут присвоить каждому препятствию уровень U-System. Это поможет сперва оценить каждое препятствие, а затем распределить в нужную группу сложности.


8.15.4 Создание трассы: место и материалы

Подготовка и правильный выбор места крайне важны. Стоит использовать все имеющиеся ресурсы. Перед большими соревнованиями будьте готовы потратить целый день на планирование трассы и несколько часов на строительство.

По возможности выбирайте площадку с природными препятствиями, чтобы использовать их наравне с построенными. Сложно отрицать, что проще воспользоваться тем, что есть, чем строить новое.

Секции можно делать на естественном ландшафте: на камнях, валунах, брёвнах, склонах — и/или на скреплённых палетах, перилах, больших покрышках, выброшенных машинах, деревянных конструкциях — и прочих рукотворных препятствиях.

Крайне рекомендуется вне трассы строить зону для тренировок. Она может состоять и разных простых препятствий: это важно для разогрева перед соревнованиями и снижает соблазн опробовать трассу до старта.

Убедитесь, что у вас есть достаточно запасных материалов (инструменты, саморезы, стройматериалы), чтобы ремонтировать повреждённые во время соревнований секции.


8.15.5 Проектирование трассы

Секции должны отличаться друг от друга и проверять разнообразные навыки прыжков и езды. Зачастую удобно сделать список триальных техник и проектировать секции так, чтобы они содержали все техники по одной или в сочетаниях.

Схема трассы главным образом зависит от ресурсов. Если в наличии множество естественных препятствий, секции стоит располагать на самых ярких из них.

Хороший способ использования материалов — сперва установить опорные точки секций, которые станут центральными или переходными, а затем пристраивать секции вокруг. Например, машины, катушки и большие валуны, окружённые меньшими препятствиями, ведущими на или через главную секцию разными способами.

Установка центральных элементов, а не независимых секций, позволяет сконцентрировать препятствия рядом и затратить меньше строительных материалов. В отличие от велотриала, не воспрещается делать перекрывающиеся секции (иногда это приводит к задержкам). Традиционно лучше сочетать основные элементы и независимые секции.

Необходимо проектировать достаточно прочные секции, которые не сломаются во время соревнований.

Трасса не должна давать преимущество левшам или правшам, а также райдерам с разной техникой прыжка. В трассу необходимо включить прыжки в обоих направлениях.

Секции должны быть так спроектированы, чтобы исключить неоправданный риск. Обычно хорошие секции проверяют баланс и точность движений, а не движения, сложные лишь из-за величины. К примеру, вместо большого обычного дропа между простыми поверхностями лучше изменить место прыжка или приземления, сделав их меньше по размеру или расположив под углом. Настоятельно не рекомендуется делать дропы на твёрдые плоские поверхности выше 1,5 м высотой.

Райдеры не обязаны покидать секции, контролируя уницикл. Но хорошие секции позволяют райдерам поймать баланс перед финишем, падение через финишную линию не должно быть распространено. Самый простой способ — сделать последние два метра секции между последним сложным препятствием и финишем на простой поверхности.


8.15.5 Как сократить время и пространство

При маленьком числе участников и нехватке стройматериалов есть альтернативный способ проведения соревнований: провести отборочные туры вместо прохождения всей трассы.

Устанавливается малое число секций (до 1 секции за раз), и райдеры делают попытки. Каждый не взявший секцию райдер (после нескольких попыток), удаляется. После этого устанавливается второй сет секций. Процесс повторяется до тех пор, пока не останется только один райдер. Такой способ требует минимум затрат, но должен рассматриваться лишь в виде исключения.

8.16 Несколько раундов

В течение следующих двух лет пробуйте и сообщайте о результатах использования нового формата.

Соревнования заключаются в нескольких раундах на одной и той же трассе. Каждый раунд — отдельное соревнование по триалу. Все правила остаются в силе, а между раундами сбрасывается счётчик времени и результаты участников. [Результаты потом суммируются за каждый раунд — прим. УРФ]

Каждый раунд обладает временным промежутком, а между раундами проходит не менее 2 часов. Можно проводить разные раунды в разные дни. Организаторы должны поддерживать трассу в хорошем состоянии всё время соревнований. Чтобы сделать следующий раунд интереснее, во время перерыва можно внести небольшие изменения в трассу.

К предложениям райдеров стоит внимательно прислушиваться, но итоговое решения по изменению трассы принимает Главный судья.

Во время перерыва никто из райдеров не должен кататься по трассе.

Сумма результатов райдера за все раунды показывает его место в рейтинге, по которому определяются финалисты.

Оригинал — https://unicycling.org/publications/

Перевод — Уницикл.рф, 2015